8 сентября 2008 г. "Притча о Мастере Дзен. Притча о трех китайских мистиках." Галина
Притча о Мастере Дзен.
К Нан-Ину, Мастеру Дзен, пришел профессор философии и
спросил его о Боге, медитации и многих других вещах. Мастер
спокойно выслушал его и сказал: «Ты выглядишь усталым. Ты
пришел издалека и поднялся ко мне на очень высокую гору,
позволь мне сначала угостить тебя чаем».
Профессор ожидал, его переполняли вопросы. Однако, когда
самовар закипел и аромат чая заполнил жилище, Мастер сказал
ему: «Подожди! Не торопись так сильно. Кто знает, может, за
питьем чая придут ответы на твои вопросы!»
Профессор засомневался, а не напрасно ли все его
путешествие. Этот человек, кажется, не в своем уме. Как
можно получить ответы на вопросы о Боге за чаепитием? Однако
он очень устал и был не прочь выпить чашку чая перед тем,
как спускаться с горы.
Мастер принес чайник, стал наливать чай в чашку. Когда чашка
была наполнена до краев, чай стал переливаться в блюдце.
Когда же и блюдце было наполнено и казалось, что еще одна
капля, и чай прольется на пол, профессор воскликнул:
«Довольно! Что ты делаешь? Разве ты не видишь, что чашка и
блюдце уже полны?»
Нан-Ин сказал: «Эта ситуация аналогична той, в которой
находишься ты. Твой ум переполнен вопросами настолько, что,
если я отвечу на один из них, для ответа не хватит места. Я
говорю тебе, что с того самого момента, как ты вошел в мой
дом, ты переполнил его своими вопросами. Все мое небольшое
жилище наполнено ими до отказа! Остановись, выпей свой чай и
иди. Вначале ты должен освободить в себе хоть немного
места!»
Вы имеете дело с еще более опасным человеком, чем Нан-Ин,
потому что мне недостаточно просто пустой чашки. Чашка
должна быть разбита вдребезги. Даже когда вы пусты, если вы
есть, то вы полны. Только когда вас нет, чай может быть влит
в вас. Только когда вас нет, нет и необходимости лить этот
чай в вас. Когда вас нет, все существование начинает
вливаться в вас со всех направлений, из всех источников.
Притча о трех китайских
мистиках.
Никто не знал их имен.
Их называли смеющимися святыми, потому что они просто
смеялись и больше ничего не делали. Они ездили из одного
города в другой, останавливались на базарах и заразительно
смеялись.
Эти три смеющихся человека, с колышущимися от смеха
животами, были действительно прекрасны. Их смех был очень
заразителен, и все вокруг начинали смеяться вместе с ними. И
на несколько секунд новый мир открывался.
Они ездили по всему Китаю и просто помогали людям смеяться.
Грустные люди, злые люди, жадные люди, завистливые люди –
все начинали смеяться вместе с ними. И многие чувствовали,
что это ключ, который может их изменить.
Однажды один из троих умер. Люди в деревне подумали, что
теперь у них горе, их друг умер, и теперь они будут плакать.
Но двое продолжали смеяться, танцевать и праздновать смерть
своего друга.
Тогда люди в деревне сказали: "Ну это уж слишком. Это
неприлично – смеяться и танцевать, когда человек умер. Это
богохульство".
Но святые ответили: "Вы, люди, просто не знаете, что
произошло. Каждый раз мы думали, кто из нас умрет первым.
Этот человек победил, мы проиграли. Всю нашу жизнь мы
смеялись вместе с ним. Так как же нам проститься с ним
по-другому? Мы должны смеяться и радоваться, мы должны
праздновать. И его единственное прощание с человеком,
который смеялся всю жизнь. А если мы не будем смеяться,
тогда он посмеется над нами и подумает, что мы просто
дураки, что мы опять попались в ловушку. Мы не верим в его
смерть. Как может смеющийся умереть? Как может жизнь
умереть?"
Тело мертвого должны были кремировать, и люди в деревне
предложили обмыть тело, как предписано ритуалом. Но два
смеющихся друга ответили: "Нет, наш друг просил не исполнять
ритуала, не менять его одежду и не обмывать тело. Просто
положить его как есть на погребальный костер. Мы должны
выполнить то, что он просил".
И тогда вдруг случилось невероятное. Когда тело было
положено на костер, этот человек сыграл свою последнюю
шутку. Он спрятал под своей одеждой много фейерверков. И
когда зажгли костер, вдруг началось Девали. Вся деревня
стала смеяться. Два сумасшедших друга начали танцевать, и
вся деревня начала танцевать. Это была не смерть. Это была
новая жизнь, это было воскресение. Каждая смерть открывает
новую дверь.
Если вы превратите свою печаль в празднование, тогда
появится возможность и смерть превратить в воскресение. Так
учитесь этому искусству, пока есть время.
Мулла Насреддин.
У одного торговца фруктами
был очень хитрый лис, который обычно охранял его лавку.
Когда он уходил в дом, он говорил лису:
- Будь начеку. Садись на мое
место и наблюдай. Обращай внимание на любую деятельность,
которая происходит вокруг. Не позволяй никому ничего
украсть. Если кто-то попытается что-то украсть, подними шум
– и я тут же прибегу из дома.
Однажды мимо проходил Мулла
Насреддин. Он услышал, как хозяин лавки говорит все это
лису:
- Будь начеку, наблюдай за
любой деятельностью, которая происходит вокруг, и если ты
увидишь, что что-то против нас, или кто-то пытается украсть
фрукты, подними шум, и я тут же выйду из дома.
Мулла Насреддин почувствовал
большое искушение. Владелец лавки ушел. Насреддин сел
напротив лавки и стал притворяться, что он засыпает; он
закрыл глаза и как бы задремал.
На мгновение лис задумался:
- Что делать? Должен ли я
поднимать шум? Но сон – это не деятельность – фактически,
это ее противоположность, а хозяин говорил о какой-то
деятельности... Это не деятельность: этот человек засыпает,
а что может сделать спящий человек? Какой от него вред?
Но лис не понимал, что Мулла
применяет суфийскую стратегию! Притворяясь, что он засыпает,
сидя с закрытыми глазами, постепенно ему удалось усыпить и
лиса. Как только лис заснул, он украл все фрукты и сбежал.
Когда вернулся хозяин,
фруктов не было... а лис храпел! Он потряс лиса и сказал:
- Что случилось? Разве я не
сказал тебе, что если ты заметишь какую-нибудь деятельность,
ты должен поднять шум, чтобы я вышел из дома? Фруктов нет, и
я не слышал никакого шума.
- Но никакой деятельности не
было, – ответил лис. – Просто пришел один человек, сел
напротив лавки и задремал. Сон это не деятельность, не так
ли? Сон – это бездействие.
Простая логика! Бедный лис и
простая логика.
- Что же случилось с тобой? –
спросил хозяин.
- Я не знаю, что со мной
случилось, – ответил лис. – Но чем больше я смотрел на этого
спящего человека, тем больше мне хотелось спать самому, и в
конце концов стало невозможно продолжать бодрствовать. Я не
знаю, когда я заснул.
|